Приложение №3
к содержательному разделу ООП НОО
2.3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования
2.3.1. Общие положения
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования являются Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
МОУ «СОШ «ТЦО » создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательную деятельность на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания МОУ «СОШ «ТЦО» направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит восемь разделов.
В первом разделе определены цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования, сформулирован современный воспитательный идеал, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества.
Во втором разделе определены основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования:
· воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
· воспитание нравственных чувств и этического сознания;
· воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
· воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
· воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
В каждом направлении раскрыта соответствующая система базовых ценностей.
В третьем разделе формулируются принципы и раскрываются особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования, определяется концептуальная основа уклада школьной жизни.
Четвёртый раздел раскрывает основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в начальной школе. Содержание представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания, обучения и развития обучающихся, их коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности.
В пятом разделе по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися на уровне начального общего образования.
В шестом разделе определены условия совместной деятельности МОУ «СОШ «ТЦО» с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
В седьмом разделе раскрыты принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.
В заключительном, восьмом разделе, по каждому из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания определены планируемые воспитательные результаты.
2.3.2.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования МОУ «СОШ «ТЦО»
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования:
В области формирования личностной культуры:
§ формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно‑нравственной компетенции — «становиться лучше»;
§ укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности обучающегося поступать согласно своей совести;
§ формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
§ формирование нравственного смысла учения;
§ формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
§ принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
§ формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
§ формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
§ формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
§ развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
§ формирование основ российской гражданской идентичности;
§ пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
§ воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
§ формирование патриотизма и гражданской солидарности;
§ развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
§ укрепление доверия к другим людям;
§ развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
§ становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
§ формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
§ формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
§ формирование отношения к семье как основе российского общества;
§ формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
§ формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
§ знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
2.3.2.2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
· Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
· Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
· Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
· Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
· Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. МОУ «СОШ «ТЦО» реализует все направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
2.3.2.3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования в МОУ «СОШ «ТЦО »
Воспитательная система МОУ«СОШ«ТЦО» охватывает всю образовательную деятельность, объединяя обучение, внеурочную, внеклассную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами МОУ«СОШ«ТЦО». При этом целенаправленному развитию личности в воспитательной системе МОУ«СОШ«ТЦО» способствует соблюдение ряда общечеловеческих принципов и педагогических походов воспитания, которые являются основанием образования и организации всей жизнедеятельностиобучающихся. Значимую роль среди них занимают принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Нравственная ценность отбора содержания обучения является также важнейшим принципом воспитательной работы образовательного учреждения. Так, тематика уроков литературного чтения и внеурочной деятельности касается проблем культуры поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков героев художественных произведений. Работа с фольклорными формами призвана зарождать чувство гордости перед историей и культурой народов России, осознание вклада национальных культур в создание и развитие общей культуры российского общества как поликультурного явления. Уроки по предметам «Окружающий мир» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призваны раскрыть многообразие культурных ценностей (традиций, верований, обрядов, трудовой деятельности и пр.) разных народов, проживающих в нашей стране; воспитывать толерантность, уважительное отношение к другой культуре и религии.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли школы должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования.
Принцип личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учёт особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.
Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям. Применительно к первому уровню школы реализация этого принципа обеспечивает отказ от идеологического отбора содержания образования; признание демократического стиля общения обучающихся и учителя; раскрытие перед учащимися роли культуры в развитии общества.
Принцип разнообразия и альтруистичности реализуется посредством организации разнообразной деятельности детей: младшие школьники принимают участие в подготовке и организации труда, игр, общения, которые направлены на помощь, содействие, сопереживание объектам окружающего мира и проявление альтруистических чувств и бескорыстных поступков. Школьники участвуют в следующих общешкольных мероприятиях:
Ø «Дерево добра»- бескорыстные добрые дела
Ø «Школьное лесничество»-посадка деревьев, изготовление кормуше и.т.д..
Ø «Мы — шефы детского сада» — участие в организации праздников, досугов, игр детского сада микрорайона; изготовление игрушек, костюмов, атрибутов игр для малышей.
Принцип учёта потребности обучающихся данной социальной группы, их социальные роли. Процесс воспитания должен быть организован таким образом, чтобы дети осваивали социальные роли, с которыми они впервые сталкиваются в школьной жизни: «ученик», «член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности». Программа работы МОУ«СОШ«ТЦО» опирается на особенности контингента обучающихся, их этнический состав, уровень познавательных интересов.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно- значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:
· общеобразовательных дисциплин;
· произведений искусства;
· периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
· духовной культуры и фольклора народов России;
· истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
· жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;
· общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
· других источников информации и научного знания.
Решение этих задач предполагает, что при разработке предметных программ и учебников в их содержании должны гармонично сочетаться специальные и культурологические знания, отражающие многонациональный характер российского народа.
Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной, общественно- значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательной деятельности и всего уклада школьной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. Система идеалов и ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.
Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.
МОУ«СОШ«ТЦО» обеспечивает наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни, как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.
Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.
Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, его нравственное самосознание.
Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Педагоги МОУ«СОШ«ТЦО» формируют и стимулируют стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, организуют мероприятия для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой — бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.
Особенность программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на уровне начального общего образования – это интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Содержание урочной деятельности представлено следующими предметными областями: филология (уроки русского языка, литературного чтения), обществознание и естествознание (уроки окружающего мира), искусство (уроки музыки и изобразительного искусства), технология (уроки технологии) а также основы духовно-нравственной культуры народов России (уроки модуля «Православная кульура»).
Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создаёт условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера. Представлено системой кружков дополнительного образования МОУ«СОШ«ТЦО» и работой классного руководителя, включённых в духовно-нравственное и социальное направления развития личности (см. раздел ООП НОО «Учебный план внеурочной деятельности МОУ«СОШ«ТЦО»). Духовно-нравственное воспитание продолжается в процессе внешкольной деятельности — системе дополнительного образования.
2.3.2.4.Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования МОУ «СОШ «ТЦО»
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
· элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
· представления о символах государства — Флаге, Гербе России, гербе и флаге Ленинградской области, Всеволожского района, п. Токсово, школы;
· элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
· элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
· интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
· уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
· ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
· начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
· элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
· интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, Всеволожского района, п. Токсово, в котором находится образовательное учреждение;
· стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, Всеволожского района, п. Токсово, где находится ОУ;
· любовь к образовательному учреждению, своему посёлку, району, народу, России;
· уважение к защитникам Родины;
· умение отвечать за свои поступки;
· негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
· первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
· различение хороших и плохих поступков;
· представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
· элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны и посёлка Токсово;
· уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
· установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
· бережное, гуманное отношение ко всему живому;
· знание правил этики, культуры речи;
· стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
· представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
· отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
· первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
· уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
· элементарные представления об основных профессиях;
· ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
· элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
· ·первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
· умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
· умение соблюдать порядок на рабочем месте;
· бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
· отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
· развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
· ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
· элементарный опыт природоохранительной деятельности;
· бережное отношение к растениям и животным.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
· представления о душевной и физической красоте человека;
· формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
· интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
· интерес к занятиям художественным творчеством;
· стремление к опрятному внешнему виду;
· отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
2.3.2.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на уровне начального общего образования МОУ «СОШ «ТЦО»
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
Содержание |
Формы воспитательной деятельности |
Ключевые КТД |
Сроки (месяц) |
Ответственные |
Ожидае мый результат |
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Ленинградской области, Всеволожского района, п. Токсово, школы |
Учебные инвариантные и вариативные предметы, беседы, экскурсии, заочные путешествия, участие в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России; кружок по программе дополнительного образования «Люби и знай свой край», классные часы, информационные стенды, беседы, чтение книг, изучение предметов, предусмотренных базисным учебным планом |
День правовых знаний День России
|
сентябрь июнь |
Зам.дир. по ВР, кл. руководители рук. кружков |
I уровень |
Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина |
беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, классные часы, информационные стенды, изучение основных и вариативных учебных дисциплин |
День снятия блокады Ленинграда, День памяти героя России В.И. Петрова, День Победы – встречи с ветеранами, солдатами срочной службы подшефной воинской части Акция «Вахта памяти» |
сентябрь -май |
Зам.дир. по ВР, кл. рук. |
II уровень
III уровень |
Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России |
Беседы, сюжетно-ролевые игры, просмотр кинофильмов, творческие конкурсы, фестивали, праздники, экскурсии, путешествия, туристско-краеведческие экспедиции, классные часы, образования изучение вариативных учебных дисциплин. |
Предметные недели, олимпиады с включением знаний краеведческой направленности |
в течение года |
Зам.дир. по ВР, кл. рук., руководители кружков |
III уровень |
Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников |
Беседы, проведение классных часов, просмотр учебных фильмов, участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам. |
День России День снятия блокады Ленинграда, День Победы День Матери День Семьи Акция «Вахта памяти» |
В течение года |
Зам.дир. по ВР, кл. рук. |
I уровень |
Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина |
Посильное участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями, акции, выступления, совместные проекты в рамках сотрудничества с воинской частью, юнармейская игра «Зарничка», тесная работа с Советом ветеранов посёлка, проведение спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества. |
Встречи с ветеранам, солдатами срочной службы подшефной воинской части. День правовых знаний, Смотр-строя военной песни
|
в течение года |
Зам.дир. по ВР, кл. рук. |
III уровень
II уровень |
Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни |
Беседы, народные игры, организация и проведение национально-культурных праздников. |
День Знаний Совместные мероприятия с поселковой библиотекой (праздники, творческая деятельность, встречи с писателями) Дни профилактики правонарушений. Беседы школьного инспектора ОДН с обучающимися «Правила поведения в общественных местах», «Как не стать жертвой преступления, мошенничества» |
в течение года |
Кл. рук.. зам дир. по ВР |
II уровень |
Развитие школьного самоуправления, в начальной школе «Соуправления». |
Участие в детских организациях, организация органов классного самоуправления, общешкольной структуры; совместное планирование работы, фестивали, школы актива, встречи с интересными людьми, круглые столы, игры, КТД. |
Совместное планирование и организация деятельности. Заседания Совета старшеклассников Рейд Совета старшеклассников «Внешний вид о культуре говорит» |
в течение года |
Зам.дир. по ВР, кл. рук. |
II уровень |
Планируемые результаты:
В МОУ«СОШ«ТЦО» создана система гражданско-патриотического и правового воспитания, способствующая осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственных за себя и окружающую действительность, готовых и способных строить жизнь, достойную современного человека.
На начальном уровне начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладение следующими компетенциями:
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
Содержание |
Формы воспитательной деятельности |
Ключевые КТД |
Сроки (месяц) |
Ответсвенные |
Ожидаемые резуль таты |
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов |
изучение учебных инвариантных и вариативных предметов, беседы, экскурсии, заочные путешествия, участие в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России |
Операция «Ветеран»
Концерт «День пожилого человека»
Посещение музея школы, города и области Конкурс детского творчества «История предков»
|
Январь, Февраль, Май
октябрь
в течение года |
Зам.дир. по ВР, кл. рук. |
I уровень
II уровень
III уровень |
Ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций |
Проведение экскурсий в места богослужения, добровольное участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями, изучение предмета учебного плана «ОРКиСЭ» ( 4 класс), работа кружка «Православная культура» |
Беседы, встречи
|
в течение года |
Зам.дир. по ВР, кл. рук. |
I уровень
II уровень |
Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, приобретение опыта ролевого нравственного взаимодействия |
Уроки, внеурочные мероприятия, ролевые игры, тренинги игровые программы |
Цикл бесед «Азбука нравственности»
Игра по станциям «Вместе весело живётся»
Интерактивная игра «Помоги другу»
|
в течение года |
Зам.дир. по ВР, кл. рук. |
I уровень
I уровень
II уровень
III уровень |
Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков |
Беседы, классные часы, видеофильмы, наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей |
Театральные миниатюры «Школьный этикет»,
Защита презентаций «Законы и правила»
|
|
Зам.дир. по ВР, кл. рук. |
II уровень
III уровень |
Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности; |
Беседы, классные часы, ролевые игры, видеофильмы, наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей. |
КТД 4 кл для 1 кл «Что такое хорошо, что такое плохо»
Операция «Айболит для книги»
Экскурсия по щколе для детей д/с «Дом, в котором мы живём»
|
Февраль
Март
апрель |
Зам.дир. по ВР, кл. рук.
Зам.дир. по ВР, кл. рук., воспитатели д/с
|
II уровень
III уровень |
Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе |
Акции, проекты, субботники, КТД |
Акция «Дерево добра»
Операция «Братья наши меньшие» в рамках акции «Дерево добра» |
апрель |
Зам.дир. по ВР, кл. рук. |
II уровень |
Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье |
Участие в беседах о семье, о родителях и прародителях, встречи за круглым столом |
Посиделки «А ну-ка мамочки», «Бабушкины рецепты» |
Ноябрь, март |
Зам.дир. по ВР, кл. рук. |
I уровень |
Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье |
проведение открытых семейных праздников, выполнение и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведение других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями |
Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»
Защита презентаций «Древо жизни»
Круглый стол совместно с родителями «Традиции моей семьи» |
Декабрь
Февраль
октябрь |
Зам.дир. по ВР, кл. рук.
Зам.дир. по ВР, кл. рук. |
II – IIIуровень
II – IIIуровень
II – III уровень |
Развитие школьного самоуправления, в начальной школе «соуправления». |
Участие в детских организациях, организация органов классного самоуправления, общешкольной структуры; совместное планирование работы, фестивали, школы актива, встречи с интересными людьми, круглые столы, игры, КТД. |
Школьные линейки – итоги по результатам рейдов, тематические миниатюры |
в течение года |
Зам.дир. по ВР, кл. рук. |
II – III уровень |
Планируемые результаты:
· начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
· нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
· уважительное отношение к традиционным религиям;
· неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
· способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
· уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
· знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления следующего содержания:
Содержание |
Формы воспитательной деятельности |
Ключевые КТД |
Сроки (месяц) |
Ответственные |
Ожидаемые результаты |
Получение первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества. |
Участие в экскурсиях по микрорайону, городу (с целью знакомства с различными видами труда). Экскурсии на производственные предприятия (с целью ознакомления с различными профессиями, встречи с представителями разных профессий) Организация и проведение презентаций «Профессии». |
Субботники по благоустройству классных комнат, рекреаций Экскурсии на предприятия к родителям Встречи-беседы с родителями - людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами; Экскурсии на предприятия города и района. |
В течение года |
Зам.дир. по ВР, кл. рук. |
I уровень |
Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности. |
Сюжетно-ролевые экономические игры, праздники труда, ярмарки, конкурсы. |
Конкурсные, познавательно развлекательные, сюжетно-ролевые мероприятия «Все профессии нужны, все профессии важны!» |
|
Зам.дир. по ВР, кл. рук. |
|
Приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду |
Презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде. |
Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам,
Проектно-исследовательские, творческие (художественные, литературные) работы учащихся. |
|
Зам.дир. по ВР, кл. рук. |
|
Приобретение начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, других социальных институтов. |
Занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа в творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность творческих общественных объединений. |
Обустройство школьной территории; кабинета.
кружок «Школьное лесничество» |
В течение года |
Зам.дир. по ВР, кл. рук. |
I – II уровень
I – II-III уровень |
Приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома. |
Самообслуживание, дежурство по классу, персональные выставки, презентации, творческие отчеты, проектная деятельность, устный журнал. |
Выставки творческих работ «Золотые руки» |
апрель |
Зам.дир. по ВР, кл. рук. |
III уровень |
Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни |
Дискуссия, форум, вечер, час общения, классное собрание, собрание детей и родителей, поход, экскурсия, встречи с интересными людьми. |
Вечер встречи с интересными людьми «За чашкой чая»
«Весенние походы
Фотогалерея «Все работы хороши,..»
|
Ноябрь
Май
январь |
Зам.дир. по ВР, кл. рук. |
II уровень
II уровень |
Планируемые результаты:
· ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
· ценностное и творческое отношение к учебному труду;
· элементарные представления о различных профессиях;
· первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
· осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
· первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
· потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
· мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
Содержание |
Формы воспитательной деятельности |
Ключевые КТД |
Сроки (месяц) |
Ответственные |
Ожидаемые результаты |
Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой |
В ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов, тематические классные часы, творческие работы учащихся, посещение краеведческого музея, организация и проведение походов, работа кружков
|
Экологическая декада «Мир и я».
Экологический месячник
Весенние походы
|
Осень
Ноябрь
май |
Зам.дир. по ВР, кл. рук |
II уровень
III уровень |
Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности |
Экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов |
Акция «Сохрани дерево»
Проект «Экологический калейдоскоп»
Выпуск газет «Мир глазами юного эколога»
|
Май
Март
В течение года |
Зам.дир. по ВР, кл. рук |
II уровень
III уровень |
Получение первоначального опыта эмоционально чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе |
Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю |
Игра – путешествие «Знаю ли я историю своего родного края?»
Акция «День птиц» |
октябрь
апрель |
Зам.дир. по ВР, кл. рук |
II уровень |
Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой |
При поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства. |
Презентация « Из жизни домашних животных» |
сентябрь |
Зам.дир. по ВР, кл. рук |
III уровень |
Планируемые результаты:
• ценностное отношение к природе;
• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
• элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
Содержание |
Формы воспитательной деятельности |
Ключевые КТД |
Сроки (месяц) |
Ответственные |
Ожидае мый результат |
Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов родного края. |
В ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам. |
Организация экскурсий по историческим местам Всеволожского района. Совместные мероприятия с поселковой библиотекой (праздники, творческая деятельность, встречи с писателями).
|
В течение года |
Зам.дир. по ВР, кл. рук Школьный библиотекарь, библиотекарь поселковой библиотеки |
I уровень |
Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами. |
В системе экскурсионно-краеведческой деятельности, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок. |
Посещение театральных представлений, концертов, выставок.
|
В течение года |
Зам.дир. по ВР, кл. рук
|
I уровень |
Обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве школы и дома, городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. |
Разучивание стихотворений, знакомство с картинами, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; |
Конкурс стихов о природе, сочинений «Мой родной край» |
сентябрь |
Зам.дир. по ВР, кл. рук |
II уровень |
Обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой
|
беседы «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседы о прочитанных книгах, художественных фильмах, компьютерных играх;
|
Встречи с интересными людьми; Участие в тематических экскурсиях школьного музея.
|
В течение года
апрель |
Зам.дир. по ВР, кл. рук |
II уровень
III уровень |
Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.
|
Творческие работы, выставки, проекты, ярмарки.
|
Участие в муниципальных и региональных выставках прикладного искусства,
Конкурс творческих работ в номинации «О,чумелые ручки» творческого проекта «Триумф»
|
В течение года
апрель |
Зам.дир. по ВР, кл. рук |
III уровень
II уровень |
Планируемые результаты:
• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
• первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
• элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
• первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
• мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
2.3.6. Совместная деятельность МОУ«СОШ«ТЦО», семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уровне начального общего образования МОУ «СОШ «ТЦО» осуществляются не только образовательным учреждением, внешкольными учреждениями по месту жительства, но и в первую очередь семьёй. Взаимодействие МОУ«СОШ«ТЦО» и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.
Участники
духовно -нравственного развития и воспитания учащихся
семья |
семья |
Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.
При разработке и осуществлении программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования МОУ«СОШ«ТЦО» может взаимодействовать, в том числе на системной основе, с традиционными религиозными организациями, общественными организациями и объединениями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности, детско-юношескими и молодёжными движениями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала. При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:
·участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования;
·реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования и одобренных педагогическим советом и родительским комитетом МОУ«СОШ«ТЦО»;
·проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в МОУ«СОШ«ТЦО».
Основные формы взаимодействия школы и семьи по направлениям:
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
· организация встреч обучающихся школы с родителями-военнослужащими;
· посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;
· привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, фестивалей;
· изучение семейных традиций;
· организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
· организация совместных экскурсий в музей боевой и трудовой славы;
· совместные проекты;
Направление 2: Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
· оформление информационного стенда «Для вас, родители»;
· тематические общие родительские собрания;
· участие родителей в работе совета школы;
· организация субботников по благоустройству территории;
· организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение театров, музеев;
· индивидуальные консультации (психологическая, логопедическая, педагогическая и медицинская помощь);
· изучение мотивов и потребностей родителей.
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
· Праздники-игры по теме труда;
· Организация экскурсия на производственные предприятия с привлечением родителей;
· Участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых праздников;
· Организация встреч-бесед с родителями - людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
· Совместные проекты с родителями «Красивый школьный двор»; конкурс «Кормушка».
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
· Общешкольные, классные тематические родительские собрания с привлечением специалистов.
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
· Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время (социально – значимая волонтёрская деятельность) «Школьное лесничество»
· Экологическая декада «Мир и я».
· Организация и проведение походов «Выходного дня».
· Участие в городских, областных конкурсах проектно-исследовательских работ по экологии.
· Участие в акциях «Сохрани дерево»;
· Участие в районных праздниках, акциях «День птиц».
· Участие в реализации проекта по благоустройству школьного двора.
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
· Участие учащихся вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.
· Встречи-беседы с людьми творческих профессий;
· Участие в художественном оформлении школьных классов, помещений школы к праздникам, мероприятиям.
Кроме этого, одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования МОУ «СОШ «ТЦО» является повышение педагогической культуры родителей.
2.3.2.7. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования.
Необходимо восстановление с учётом современных реалий накопленных в нашей стране позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и МОУ«СОШ«ТЦО», систематического повышения педагогической культуры родителей (законных представителей).
Права и·обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статье 44 Федерального Закона «Об Образовании в Российской Федерации».
Система работы МОУ«СОШ«ТЦО» по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста должна быть основана на следующих принципах:
·совместная педагогическая деятельность семьи и МОУ«СОШ«ТЦО», в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
·сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
·педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
·поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
·содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
·опора на положительный опыт семейного воспитания.
Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.
Содержание программы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) отражает содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования.
Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей согласованы с планом воспитательной работы МОУ «СОШ «ТЦО». Работа с родителями (законными представителями), как правило, предшествуется работе с обучающимися и подготавливать к ней.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей.
Формы психолого-педагогического просвещения родителей
МОУ « СОШ «ТЦО»
Университет педагогических знаний |
Такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей. |
Наглядная агитация для семьи и родителей (выставки, классные уголки для родителей, доска объявлений): фотовыставка «Труд младшего школьника в семье»; выставка «Как мы растём»; выставка «Советуем прочитать. Педагогическое образование родителя»; классные уголки: выставки детских рисунков, сочинений, творческих работ, информация для родителей. |
Родительский лекторий |
Форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания, главное в лекции – анализ явлений, ситуаций |
|
Родительская конференция |
Обсуждение насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – некоторые темы родительских конференций. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
|
конференция «Воспитание доброты: опыт семьи»;
|
Практикум |
Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей. |
|
Индивидуальные тематические консультации |
Важнейшая форма взаимодействия классного руководителя с семьей. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: – особенности здоровья ребенка; – его увлечения, интересы; – предпочтения в общении в семье; – поведенческие реакции; – особенности характера; – мотивации учения; – моральные ценности семьи. |
Консультации школьного психолога, логопеда, врача, директора МОУ«СОШ«ТЦО» и учителей по актуальным вопросам семейного воспитания. |
Посещение семьи |
индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни |
|
Родительское собрание |
Форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания |
«Нравственное воспитание младшего школьника»; «Психология семейных отношений и их влияние на становление личности ребёнка»; «Семья и религия: воспитание толерантности» |
Общешкольные родительские собрания |
Знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы. |
|
Родительские вечера
|
Форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. |
|
Родительский тренинг |
Это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. |
Круглый стол «Воспитательный опыт пап»; круглый стол «Почему дети бывают эгоистами». |
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
2.3.2.8. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования
Каждое из основных направлений духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МОУ«СОШ«ТЦО» на уровне начального общего образования обеспечивается достижение обучающимися:
·воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
·эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами МОУ«СОШ«ТЦО», в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно -ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
·ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
·элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
·первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
·опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
·опыт социальной и межкультурной коммуникации;
·начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
·начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
·нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
·уважительное отношение к традиционным религиям;
·неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
·способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
·уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
·знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
·ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
·ценностное и творческое отношение к учебному труду;
·элементарные представления о различных профессиях;
·первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
·осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
·первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
·потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
·мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
·ценностное отношение к природе;
·первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
·элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
·первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
·личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
·первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
·первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
·элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
·первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
·первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
·первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
·мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Уровни результатов
Класс |
1-й уровень |
2-ой уровень |
3-ий уровень |
1 класс |
Приобретение школьником социальных знаний. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. |
|
|
2-3 класс |
|
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. |
|
4класс |
|
|
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. |
Уровни деятельности
Деятельность |
1-ый уровень |
2-ой уровень |
3-ий уровень |
Урок |
Освоение базы знаний, передача информации |
Развитие репродуктивных способностей |
Развитие познавательного потенциала |
Классный час |
Освоение норм и правил жизни в классе |
Развитие чувства ответственности, коллективизма |
|
Занятие в кружках |
Освоение дополнительных знаний |
Развитие творческих способностей, самостоятельности |
Совершенствование профессионального мастерства |
Досуговая деятельность |
Организация познавательного досуга |
Поддержание интереса к занимательному досугу |
Занятость во внеурочное время |
социум |
Овладение нормами и правилами поведения |
Развитие чувства причастности к социуму |
Развитие социальной и гражданской активности |
2.3.2.8. Основные направления воспитания и социализации младших школьников, сложившихся в МОУ « СОШ «ТЦО»
Направления |
Задачи |
Формы работы
|
Интеллектуально-познавательная деятельность |
Развитие творческих способностей, познавательных интересов и кругозора ребят в учебной, коллективной и социальной игровой деятельности |
1) Учебная познавательная деятельность: а) предметные кружки; б) исследовательские проекты 2) Коллективная познавательная деятельность: а) школьные и районные олимпиады б) игры: «Кенгуру», «Медвежонок», «КИТ», «Бульдог»; «Олимпус», «Кленовичок», «Лисёнок» в) предметные недели; г) проведение КТД. |
Спортивно-оздоровительная деятельность |
1) Развитие у школьников правильного отношения к собственному здоровью; 2) Воспитание навыков и привычек санитарно-гигиенического поведения. |
1) Участие в спортивных мероприятиях (школьных и районных); 2) Школьные дни здоровья; 3) Месячник по ЗОЖ 4) спортивные кружки, секции |
Художественно-эстетическая деятельность |
1) Воспитание у школьников уважения к научным и общечеловеческим ценностям; 2) Формирование культуры речи, поведения обучающихся в школе и в быту.
|
1) Кружки эстетического цикла, для начальной школы 2) Посещение музеев города Санкт -Петербург, школы; 3) Посещение поселковой библиотеки; 4) Участие в районных конкурсах, фестивалях. 5) Школьные вечера, праздники |
Трудовая и профориентационная деятельность |
1) Воспитание чувства ответственности за свой труд и уважение к труду других людей, умения трудиться, иметь привычку к труду. |
1) Кружки; 2) Дежурство по школе и классу; 3) Уборка школьной территории; 4) Оформление внеклассных мероприятий.
|
Общественная деятельность, воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. |
1) Воспитание у школьников уважения к закону, развитие гражданской и социальной ответственности. |
1) Встречи с ветеранами; 2) Уроки мужества, ознакомление с героическими страницами истории России; 3) Вечера памяти 4) Получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой- Гербом, Флагом РФ; 5) Получение знаний об истории малой Родины в школьном музее. 6) Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни. |