Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа "Токсовский центр образования имени Героя Советского Союза Петрова Василия Яковлевича"


 

Будь_здоров_даня_5х15.jpg

Приложение №1

к содержательному разделу ООП ООО

                         2.1.Программа развития универсальных учебных действий на уровне основного    общего образования

Пояснительная записка

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательной деятельности.

Рассмотрение результата образования не как наращивание предметной информации, а как комплекс умений, позволяющих добиваться требуемого результата, причем часто в неопределенных, проблемных ситуациях, ставят новые ориентиры для современной школы, что требует изменения задач, решаемых учителями в современном образовательном процессе. Учитель не только передает объективные знания учащимся, а способствует развитию их инициативы и самостоятельности, организует деятельность учащихся таким образом, чтобы каждый мог реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает условия, в которых становится возможным для учащихся развитие их интеллектуальных и других способностей, опыта применения полученных знаний в различных ситуациях (познавательных, социальных), т.е. развитие их компетентности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте существенно расширяются представления об образовательном результате. Целью и смыслом образования признается развитие личности обучающихся, а под новым образовательным результатом в настоящем документе понимаются как познавательные (учебные) результаты, так и результаты, касающиеся других сторон личности школьников, сформированные в процессе образования: гражданская позиция, уровень их социализации, система ценностных отношений и ориентировок.

Таким образом, Программа развития универсальных учебных действий основывается на положениях системно - деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования.

 

Цели и задачи программы, описание её места и роли в реализации требований Стандарта

Программа развития универсальных учебных действий позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Универсализация содержания общего образования в форме выделения инварианта фундаментального ядра общего образования, включающего помимо совокупности наиболее существенных идей науки и культуры, знакомство с которыми должно входить в образовательный багаж современного выпускника школы, и программу развития универсальных учебных действий, позволяет реализовать основные требования общества к образовательной системе:

-формирование культурной идентичности учащихся как граждан России;

-сохранение единства образовательного пространства, преемственности уровней образовательной системы;

-обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; -достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;

-формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как «знание в действии», учитывает опыт реализации компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижении учащимися способности использовать на практике полученные знания и навыки, готовности и мотивации к эффективным действиям.

Цель программы:     создать единую информационно-методическую среду школы по

формированию и развитию универсальных учебных действий, способствовать эффективному внедрению ФГОС в практику работы.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения.

Задачи:

          конкретизация ценностных ориентиров основного общего образования;

          определние состава и характеристики универсальных учебных действий;

          создание необходимых условий для подготовки функционально грамотных учеников, умеющих использовать приобретенные предметные знания и общеучебные умения для решения любых задач в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, принципами гражданственности, толерантности и др.;

          обеспечение непрерывного образовательного процесса при изучении различных предметов, направленного на получение нового образовательного результата необходимыми диагностическими, дидактическими и методическими материалами.

Основное предназначение программы -конкретизировать требования к результатам основного общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в основной школе.

Программа формирования универсальных учебных действий создана с тем, чтобы объединить все, что делается в отдельных учебных предметах. Это те самые способы деятельности, которые формируются и в отдельном учебном предмете, и всей их совокупностью. Изучив ее, учитель может понять, какой вклад вносит его предмет в формирование универсальных учебных действий.

 

Понятия, функции, состав и характеристика универсальных учебных действий и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также место отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса

В основной школе главными результатами образования становится формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности не только учебного, но и социально-творческого характера, подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории, приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей. Приоритетная задача старшей школы как завершающего этапа общего образования является подготовка выпускников к полноценному участию в жизни своего государства в форме продолжения образования и/или трудовой деятельности. Неотъемлемой основой этой готовности выступает не только овладение основами наук, но и приобретение опыта программирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Понятие «универсальные учебные действия (УУД)» в широком смысле:

умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Понятие «универсальные учебные действия (УУД)» в узком (собственно психологическом) смысле: совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного, и познавательного развития и саморазвития личности. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе

определяется тремя взаимодополняющими положениями:

1.      Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

2.      Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

3.      Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

        Спектр универсальных учебных действий достаточно обширен и разнообразен, поэтому одна из задач в реализации деятельностного подхода в образовании - определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут формироваться конкретные виды универсальных учебных действий, а также определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждой возрастной ступени образования.

Представление о функциях, содержании и видах универсальных учебных действий положено в основу построения целостного учебно-воспитательного процесса. Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения учитывает цели формирования конкретных видов универсальных учебных действий. Развитие универсальных учебных действий решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов.

Функции универсальных учебных действий включают:

          обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

          создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

          обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компе­тентностей в любой предметной области.

Представление о функциях, содержании и видах УУД должно быть положено в основу построения целостного учебно-воспитательного процесса. Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения - все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.

Учащиеся овладевают основными видами УУД (личностными, регулятивными, познава­тельными и коммуникативными) в процессе изучения разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием.

Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны занять и так называ­емые метапредметные (т.е. «надпредметные», или метапознавательные) УУД. Они направлены на анализ и управление учащимися своей познавательной деятельностью - будь то ценностно - моральный выбор в решении моральной дилеммы, определение стратегии решения математичес-кой задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного с другими учащимися лабораторного эксперимента по физике или химии.

Овладение УУД в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно - смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

-          познавательные и учебные мотивы;

-          учебную цель;

-          учебную задачу;

-          учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Универсальные учебные действия выделяются на основе анализа характеристик учебной деятельности и процесса усвоения, а именно, в соответствии:

-со структурными компонентами целенаправленной учебной деятельности;

-с этапами процесса усвоения;

-с формой реализации учебной деятельности - в совместной деятельности и учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками или самостоятельно.

Виды универсальных учебных действий:

          Личностные действия.

          Регулятивные действия.

          Познавательные универсальные действия.

          Коммуникативные действия.

Личностные действия.

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся:

-          знание моральных норм,

-          умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,

-          умение выделять нравственный аспект поведения).

Регулятивные действия.

Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Контроль - сличение способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия.

Оценка - осознание уровня и качества усвоения.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к

преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия:

          общеучебные,

          логические,

          постановка и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

          самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

          поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

          структурирование знаний;

          осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

          выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

          рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

          смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально ­делового стилей.

          постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

          моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно - графическая или знаково-символическая). Преобразование модели с целью выявления общих законов.

Логические универсальные действия:

          анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

          синтез - составление целого из частей;

          сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия, соответствия и несоответст-вия.

          выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

          подведение под понятие, выведение следствий;

          установление причинно-следственных связей;

          построение логической цепи рассуждений;

          доказательство;

          выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

-формулирование проблемы;

-самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера. Коммуникативные действия.

Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

          планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

          постановка вопросов;

          разрешение конфликтов;

          управление поведением партнера,            контроль,      коррекция,      оценка его действий.

          умение полно и точно выражать   свои мысли    в соответствие   с задачами    и условиями

коммуникации;

          владение монологической и диалогической формами речи.

С точки зрения информационной деятельности знаково-символические УУД являются системо-образующими для всех остальных видов УУД, поскольку все они, в той или иной мере, обращаются к информационным, знаково-символическим моделям.

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями стандарта организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, военно-патриотическое, научно-познавательное, общественно полезная и проектная практика). Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Школа предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Внеурочная деятельность осуществляется на основании годового плана воспитательной работы школы и планов классных руководителей. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями стандарта организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно­познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность).

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Школа предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Внеурочная деятельность осуществляется на основании годового плана воспитательной работы школы и планов классных руководителей. Работа предметных факультативов, кружков, клубов планируется и осуществляется не только для учащихся конкретного класса, поскольку такая организация внеурочной деятельности нарушает ее основной принцип - добровольность выбора ребенком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей, интересов. 10 недельных часов, отводимых на внеурочную деятельность распределяются по специальному расписанию. В зависимости от личных потребностей учащихся школа предлагает учащимся до 10 часов в неделю выбрать из предложенных по плану внеурочной деятельности - получить дополнительное образование в кружках, клубах по интересам, на факультативах, в проектной деятельности. Составленный план внеурочной работы предоставляет учащимся максимально широкий спектр видов деятельности для их свободного выбора. В школе сформирована единая образовательная программа, которая при помощи индивидуального образовательного маршрута учитывает и кооперацию с учреждениями дополнительного образования. При организации внеурочной деятельности обучающихся школой используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей. Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур. Школа использует технологию «Портфолио ученика», ежегодно проводится школьный конкурс Портфолио, но оценочным процедурам это не подлежит. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления.     

 

                      Типовые задачи применения универсальных учебных действий

В основной школе главными результатами образования становится формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности не только учебного, но и социально-творческого характера, подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории, приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей.

           Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения..

Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

1)      познавательные и учебные мотивы,

2)      учебную цель,

3)      учебную задачу ,

4)      учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Согласно модели Программы развития универсальных учебных действий формирование УУД осуществляется по следующей схеме:

          выделение предметных дисциплин, наиболее адекватных для формирования конкретных видов универсальных учебных действий;

          определение конкретной формы универсального учебного действия, применительно к предметной дисциплине;

          разработка системы задач, решение которых обеспечит формирование заданных свойств УУД.

Можно выделить действия, в той или иной форме присущие всем видам УУД: «выделять», «называть», «читать», «описывать», «объяснять», «формализовать», «моделировать», «создавать», «оценивать», «корректировать», «использовать», «прогнозировать».

 

Типовые задачи формирования универсальных учебных действий конструируются учителем на основании следующих общих подходов:

1.      Структура задачи. Любая задача, предназначенная для развития и/или оценки уровня сформированности УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных)

предполагает осуществление субъектом (в свёрнутом или развёрнутом виде) следующих навыков: ознакомление-понимание -применение-анализ-синтез-оценка.

В общем виде задача состоит из информационного блока и серии вопросов(практических заданий) к нему.

2. Требования к задачам. Для того, чтобы задачи, предназначенные для оценки тех или иных УУД, были валидными, надёжными и объективными, они должны быть:

Выделенные

универсальные

учебные действия.

Ключевые понятия темы «Знаковые системы»

Знак

Система

Знаковая система

ВЫДЕЛЯТЬ

Выделять из набора элементов знаков знаки, относящиеся к разным видам.

Выделять элементы, относящиеся к одной системе.

Выделять из набора элементов знаков знаки, относящиеся к одной знаковой системе.

НАЗЫВАТЬ

Называть знаки разных знаковых систем.

Называть системы, использующие представленные знаки

Называть знаковые системы, с которыми учащиеся работают на уроках информатики, русского языка, истории,естествознания и др.

ЧИТАТЬ

Читатьперечисленные знаки.

Читать текст, содержащий описание определённой систе­мы, содержащий названия элементов системы, а также отношения между элементами (например, солнечная система, компьютерная система и т.п.);

 выделятьключевые слова, относящиеся к описанию связей элементов системы.

Читать тексты, составленные с использованием разных знаковых систем.

        -составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к тестовым заданиям в целом;

        -сформулированы на языке, доступном пониманию ученика, претендующего на освоение                  обладание соответствующих УУД;

 

 

-избыточными с точки зрения выраженности в них «зоны ближайшего развития»; -многоуровневыми, т.е. предполагающими возможность оценить: общий подход к решению; выбор необходимой стратегии;

-«модульными», т.е. предусматривающими возможность, сохраняя общий конструкт задачи, менять некоторые из е. условий.

 

Модель системы задач, направленная на формирование УУД.

 

ОПИСЫВАТЬ

Описывать знаки

представленных

Знаковых систем.

Описывать систему, используя перечис­ленные знаки

Описывать данную знаковую систему (например,незнакомого иностранного языка, интерфейса текстового редактора и т.п.).

ОБЪЯСНЯТЬ

Объяснять, какие структурные элемен­ты позволяют говорить о принад­лежности знаков к одной знаковой системе.

Объяснять назначение знаков представлен­ных знаковых систем (например, системы дорожных знаков, обозначений на географических картах, знаков, которые используются в графической опера­ционной системе, звуковых сигналов в спортивном судейст­ве и др.).

Объяснять назначение представленных знаковых систем, их функции, где они используются

ФОРМАЛИЗОВАТЬ

Разрабатывать или использовать существующие знаки для формализации информации об объекте, процессе или явлении.

Разрабатывать или использовать систему знаков, позволяющую осуществлять форма­лизацию информации об объекте, процессе или явлении

Осуществлять формализацию информации об объекте или явлении с помощью разных знаковых систем.

МОДЕЛИРОВАТЬ

Осуществлять

моделирование

объектов, явлений

или процессов с

использованием

Определённых знаков.

Осуществлять моделирование объектов, явлений или процессов в разных системах с использо­ванием определённых знаков.

Осуществлять модели­рование объектов, явлений или процессов, которые описываются различными знако­выми системами

СОЗДАВАТЬ

Создавать знаки, отражающие разные понятия, отношения, свойства и т.п.

Создавать знаковые системы для достижения определ.нной цели (решение задачи

Создавать информа­ционны й объект с использованием определённых знако­вых систем.

ОЦЕНИВАТЬ

Оценивать эффективность данного набора знаков.

Оценивать эффектив­ность данного набора знаков.

Оценивать свойства знаковых систем, используемых для моделирования объек­тов, процессов или явлений.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Использовать адекватные обозна­чения при осуществ­лении конкретной деятельности.

Использовать систем­ный подход при описании объектов, явлений или процессов.

Использовать адекватные знаковые системы для достиже­ния определённой цели (решение задачи).

КОРРЕКТИРОВАТЬ

Корректировать введенные обозна­чения при осущест­влении конкретной деятельности.

Корректировать систему в процессе решения задачи

Корректировать знаковую систему в процессе решения задачи

 

ПРОГНОЗИРОВАТЬ

Прогнозировать

Прогнозировать

Прогнозировать

 

деятельность с

деятельность с точки

деятельность с точки

 

точки зрения

зрения использования

зрения использования

 

использования

определ.нных систем

определённых знако-

 

знаков/символов

 

вых систем.

 

 


 

                  Условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий у обучающихся

Условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий в образовательном процессе определяются следующими взаимодополняющими положениями:

1.      Формирование универсальных учебных действий рассматривается как важнейшая цель образовательного процесса, определяющая его содержание и организацию. Отбор и структури­рование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения должны учитывать цели формирования конкретных видов универсальных учебных действий.

2.      Организация полной ориентировочной основы универсального учебного действия с учетом предметного содержания учебной дисциплины.

3.      Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

4.      Организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия).

5.      Разработка системы задач (заданий), выполнение которых обеспечит формирование заданных свойств универсального действия (обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности).

6.      Успешность развития универсальных учебных действий определяет эффективность образовательного процесса в целом, в частности - качество усвоения знаний и предметных умений, формирование образа мира и основных видов компетенций учащихся, включая социальную и личностную компетентности.

7.      Представление о функциях, содержании и видах универсальных учебных действий быть положено в основу построения целостного учебно -воспитательного процесса.

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

          формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию;

           формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин;

           УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.

Учитель, переходящий на работу по ФГОС 2 поколения должен обладать следующими качествами:

          внутренне принятие философии ФГОС;

          методическая и дидактическая готовность к работе;

          знания нормативно-правовой базы;

          готовность к изменению системы оценивания.

Система оценки деятельности школы по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся

Для выявления на каждом этапе реализации программы возможных негативных последствий и их своевременной коррекции необходимо регулярное отслеживание ее посредством наблюдения, постоянного контакта координаторов и педагогов.

          Анализ участия учащихся в ежегодных Фестивалях проектов и научно-практических конференциях, которые являются необходимым условием проектной деятельности, проводимых в школе и районе, также свидетельствует об уровне сформированности УУД у учащихся основной школы.

 

 

Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий

В основной школе главным результатом образования является формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности как учебной, так и социально-творческой; подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории; приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей.

Важнейшим критерием усвоения универсальных учебных действий на содержании любого предмета является процесс интериоризации (последовательное преобразование действия от внешней материальной/материализованной формы к внутренней через речевые формы). Чем больше возможности у каждого обучающегося в ходе урока проговорить последовательность выполнения учебных действий, тем эффективнее будет для него интериоризация, т. е. сворачивание внешнего действия во внутренний личностный план.

В качестве диагностических материалов для выявления уровня развития общеучебных умений (УУД) могут выступать проверочные работы, состоящие из компетентностных задач. Критерием проверки результатов программы могут являться данные комплексной диагностики уровня развития общеучебных умений (УУД) у учеников на начальном и заключительном этапах основной школы.

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся, соответственно, выступают:

1.      Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

2.      Соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;

3.      Сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся. .

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития:

          свойства действий;

          уровень действия;

          полнота действия;

          разумность действия;

          сознательность;

          обобщенность;

          критичность действия;

          освоенность или мера овладения действием

Свойства действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность.

Уровень действия может выступать в трех основных формах действия:

-в форме реального преобразования вещей и их материальных заместителей, материальная (материализованная - с заместителями - символами, знаками, моделями) форма действия; -действие в словесной, или речевой, форме;

-действие в уме — умственная форма действия.

Полнота действия определяется полнотой операций и характеризует действие как развернутое (в начале становления) и сокращенное (на завершающих этапах своего развития).

Разумность действия характеризует ориентацию учащегося на существенные для выполнения действия условия, степень дифференциации существенных, необходимых для достижения цели условий, и несущественных условий.

Разумность определяет такие особенности ориентировки учащегося как степень

целенаправленности и успешности поиска и выделения, необходимых и достаточных для решения задачи условий. Далеко не всегда действие, приводящее к правильному результату, характеризуется разумностью - оно может быть заучено путем механического запоминания и воспроизводится без понимания сущностных связей и отношений предметного содержания действия.

Сознательность (осознанность) - возможность отражения в речи, т.е. в системе социальных значений, содержания действия, последовательности его операций, значимых для выполнения условий и достигнутого результата.

Разумность и осознанность в значительной степени обеспечивают обобщенность действия. Обобщенность характеризует возможности переноса и применения учащимся действия (способа решения задачи) в различные предметные сферы и ситуации. Широта переноса характеризует меру обобщенности действия.

Критичность действия определяет меру понимания и осознания действия в его функционально-структурной и содержательной и характеристиках, понимания адекватности способа действия реальным условиям его выполнения и рефлексии выбора оснований выполнения действия.

Освоенность или мера овладения действия характеризует его временные характеристики и легкость перехода от одной формы действия к другой.

Для оценки обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям используются фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Эти фонды включают: контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов; тесты и компьютерные тестирующие программы; примерную тематику проектов, рефератов и т.п., а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень сформированности компетенций обучающихся.

Для определения уровня формирования компетенций учащегося также используются стандартизированные тесты с дополнительным творческим заданием и рейтинговая система оценки.

Стандартизированный тест - это тест, производимый в максимально унифицированных условиях и в силу этого позволяющий сопоставить подготовку учащихся различных учебных заведений, вузов и даже стран, при том, что каждый из них сдает этот тест по месту своей учебы. Поскольку в наше время данный тест направлен на определение не только ЗУНов, но и компетенций, он не является полностью закрытым (не предполагает только выбор правильных вариантов ответа), но включает в себя творческое задание (в тестах по медицине - ситуационная задача, в текстах по русскому языку - анализ текста и т.д.). Стандартизированные тесты с творческим заданием могут проводиться на всех этапах обучения, то есть служить и для промежуточного, и для итогового контроля. Модульно-рейтинговая система - это метод, при котором учебный материал разделяется на логически завершенные части (модули), после изучения каждого из которых предусматривается аттестация в форме контрольной работы, теста, коллоквиума и т.д. Работы оцениваются в баллах, сумма которых дает рейтинг каждого учащегося. Модульно­рейтинговая система подходит для оценки компетенции в силу того, что в баллах оцениваются не только знания и навыки учащихся, но и творческие их возможности: активность, неординарность решений поставленных проблем, умения организовать группу для решения проблемы и т.д. Каждый модуль включает обязательные виды работ - лабораторные, практические, семинарские занятия, домашние индивидуальные работы, а также дополнительные работы по выбору (участие в олимпиаде, написание реферата, выступление на конференции, участие в НИРС, решение задач повышенной сложности, выполнение комплексных усложненных лабораторных работ). При работе по модульно-рейтинговой системе допускается возможность оценки знаний студентов без экзаменов или специально проведенного зачета.

Еще один перспективный метод, используемый школой для определения уровня формирования компетенций учащегося -метод портфолио — комплексы индивидуальных учебных достижений учащихся. Они могут содержать их рефераты, сочинения, эссе, решения задач и т.п. Это - новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное понимание процесса преподавания и учения, новую культуру образования. Портфолио позволяет выяснить не только то, что знает учащийся, но и как он пришел к этим знаниям, подталкивает к диалогу между учителем и учащимся. При этом важно, что учащийся сам решает, что именно будет входить в его портфолио, то есть вырабатывает навыки оценки собственных достижений.

Перспективным является и метод развивающейся кооперации. Для него характерна постановка задач, которые трудно выполнить в индивидуальном порядке и для которых нужна кооперация, объединение учащихся с распределением внутренних ролей в группе. Основными приемами данной технологии обучения являются:

          индивидуальное, затем парное, групповое, коллективное выдвижение целей;

          коллективное планирование учебной работы;

          коллективная реализация плана;

          конструирование моделей учебного материала;

          конструирование плана собственной деятельности;

          самостоятельный подбор информации, учебного материала;

          игровые формы организации процесса обучения.

Для решения проблемы, данной преподавателем, согласно этому методу, создаются группы учащихся из 6-8 человек. «Группа формируется так, чтобы в ней был «лидер», «генератор идей», «функционер», «оппонент», «исследователь». Смена лидера происходит через каждые два-три практических занятия, что стимулирует развитие организаторских способностей учащихся. Творческие группы могут быть постоянными и временными. Они подвижны, т.е. учащимся разрешается переходить из одной группы в другую, общаться с членами других групп. После того, как каждая группа предложит свой вариант решения, начинается дискуссия, в ходе которой группы через своих представителей должны доказать истинность своего варианта решения. При этом учащиеся должны проявить эрудицию, логические, риторические навыки и т.п. Если имеющихся знаний у учащихся недостаточно, преподаватель прерывает дискуссию и дает нужную информацию в лекционной форме.

В последние годы все чаще в школе используется такой инновационный метод, как проектный. Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».

В работе над проектом предполагаются следующие этапы:

1.      Подготовка. Определение темы и целей проекта.

2.      Планирование. Определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчёта). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта. Распределение заданий и обязанностей между членами команды.

3.      Исследование. Сбор информации. Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

4.      Анализ и обобщение. Анализ информации, оформление результатов, формулировка выводов.

5.      Представление проекта. Возможные формы представления результатов: устный,

письменный отчет.

6.      Подведение итогов. Оценка результатов и самого процесса проектной деятельности учащегося.

Такой способ оценивания позволяет получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы. Это налагает особые требования на выстраивание системы оценивания, в частности: -включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

-использование критериальной системы оценивания;

-использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения;

-субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки;

-интегральную оценку, в том числе - портфолио, и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения (например, формирование правописных умений и навыков, речевых навыков, навыков работы с информацией и т.д.);

-самоанализ и самооценку обучающихся;

-оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения;

-разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации.

 

Для каждого из критериев сформулированы задания, позволяющие на основе экспертной оценки качественно оценить уровень подготовки обучаемых (высокий, средний, низкий).

 

 

 

 

КРИТЕРИИ (ФОРМЫ УУД)

НИЗКИИ

СРЕДНИЙ

ВЫСОКИЙ

ВЫДЕЛЯТЬ

 

 

 

НАЗЫВАТЬ

 

 

 

ЧИТАТЬ

 

 

 

ОПИСЫВАТЬ

 

 

 

ОБЪЯСНЯТЬ

 

 

 

ФОРМАЛИЗОВАТЬ

 

 

 

МОДЕЛИРОВАТЬ

 

 

 

СОЗДАВАТЬ

 

 

 

ОЦЕНИВАТЬ

 

 

 

КОРРЕКТИРОВАТЬ

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАТЬ

 

 

 

ПРОГНОЗИРОВАТЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

        Завершающим этапом деятельности являются контрольно-оценочные действия. Необходимость их проведения на каждом уроке, достаточная развернутость во времени, владение разнообразными приемами контроля и организации самоконтроля предполагают осуществление учителем фиксируемых наблюдений по данному учебному действию.

В целом, можно выделить следующие уровни сформированности учебных действий:

1)      отсутствие           учебных действий как целостных «единиц» деятельности (ученик выполняет лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не контролирует свои действия, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения);

2)      выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, может выполнять действия по постоянному, уже усвоенному алгоритму);

3)      неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действия);

4)      адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачи и имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем);

5)      самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действия);

 

6)      обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи.

 

УРОВНИ РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЯ

 

 

УРОВЕНЬ

ПОКАЗАТЕЛЬ

СФОРМИРОВАННОСТИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

ПРИЗНАК

Отсутствие контроля

Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок.

Ученик не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников

Контроль на уровне непроизвольноговнимания

Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий

Действуя неосознанно, пред­угадывает правильное направ­ление действия; сделанные ошибки исправляет неуверен­но, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых

Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания

Ученик осознает правило конт­роля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено; ошибки ученик исправляет и объясняет.

В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти иисправить ошибки, в много­кратно повторенных действи­ях ошибок не допускает

Актуальный контроль на уровне произвольного внимания

В процессе выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок

Ошибки исправляет самосто- ятельно,контролирует процесс решения задачи другими уче­никами, при решении новой задачи не может скорректи­ровать правило контроля новым условиям

Потенциальный рефлексивный контроль

 

 

 

 

 

Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы.

 

Задачи, соответствующие усвоенному способу,выполня- ются безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям.

 

Актуальный рефлексивный контроль

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы

 

 

 

Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит

коррективы в способ действия до начала решения.

 

 

 

 

УРОВНИ РАЗВИТИЯ ОЦЕНКИ


 

 

УРОВЕНЬ

 

ПОКАЗАТЕЛЬ

 

ПОВЕДЕНЧЕСКИМ

ИНДИКАТОР

Отсутствие оценки

Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий - ни самостоятельной, ни по просьбе учителя

Всецело полагается на отметку учителя, воспринима­ет ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи

Адекватная ретроспективная оценка

Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибоч­ность результата, соотнося его со схемой действия.

Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников.

Неадекватная

Прогностическая оценка

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того, знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия

Свободно и аргументированно оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может это­го сделать до решения задачи

Потенциально адекватная

Прогностическая оценка

Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных ему способов действий

Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом

Актуально адекватная

Прогностическая оценка

Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в еерешении, учитывая изменения известных способов действия

Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их границ

 

Ожидаемый результат реализации Программы развития УУД

-для педагога

Программа  обеспечит инновационное планирование образовательного процесса,

          конкретизирует требования к результатам образования,

          обеспечит необходимый/оптимальный уровень преемственности начального и среднего общего образования.

Для обучающихся - результаты развития УУД:

          адекватная школьная мотивация;

          мотивация достижения;

          развитие основ гражданской идентичности;

          формирование рефлексивной адекватной самооценки;

          развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.

Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет:

          принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования, в частности -ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования

          формирование умения учиться

          четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой ступени;

          целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные общепознавательные, логические и др.).