Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа "Токсовский центр образования имени Героя Советского Союза Петрова Василия Яковлевича"


 

Будь_здоров_даня_5х15.jpg

                                                                                                                 Приложение №4

к организационному разделу ООП ООО

 

3.4. Система условий реализации основной образовательной программы.

3.4.1. Кадровые условия.

       Преподавание в основной школе по ФГОС ведут квалифицированные педагоги.

            В учреждении создана система  непрерывного, профессионального развития педагогических работников.

            В 2012-2013 учебном году  на базе школы все учителя прошли  курсы повышения квалификации (72 часа): «Механизм внедрения ФГОС в начальной школе: требования и современные технологии» (РГПУ им. А.И.Герцена).

            Учителя основной школы регулярно участвуют в районных семинарах. Дают открытые уроки.

            Ожидаемый результат повышения квалификации — профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС:

·         обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;

·         принятие идеологии ФГОС общего образования;

·         освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;

·         овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

            Одним из условий готовности образовательного учреждения к введению ФГОС основного общего образования является создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности педагогов на всех этапах реализации требований ФГОС.

            В связи с этим в школе проводятся следующие мероприятия:

ü  Семинары, посвящённые содержанию и ключевым особенностям ФГОС.

ü  Заседания методических объединений учителей, воспитателей по проблемам введения ФГОС.

ü  Участие педагогов в разработке разделов и компонентов основной образовательной программы образовательного учреждения.

ü  Участие педагогов в проведении мастер-классов, круглых столов, «открытых» уроков, внеурочных занятий и мероприятий по отдельным направлениям введения и реализации ФГОС.

            Подведение итогов и обсуждение результатов мероприятий осуществляется в разных формах: совещания при директоре, заседания педагогического совета, решения педагогического совета, презентации, приказы, инструкции, рекомендации.

3.4.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной  программы

            Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

•          предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

•          помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

•          психологическое обеспечение образовательных программ;

•          развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Формы работы по психолого-педагогическому сопровождению:

•          профилактика;

•          диагностика (индивидуальная и групповая (мониторинг);

•          консультирование (индивидуальное и групповое);

•          развивающая работа (индивидуальная и групповая);

•          коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

•          психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения:

1.         диагностическая работа;

2.         развивающая и коррекционная работа;

3.         консультативно-просветительская работа;

4.         методическая и организационная работа.

·         Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования обеспечивают:                                                              преемственность содержания и форм организации образовательного процесса, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ начального общего образования и основного общего образования;                                                                   учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

·         формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;

·         вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

·         формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления;

·         диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);

·         вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза)».

 

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса:    

 1. Диагностика

•          Организация преемственности при переходе от начального общего образования к основному общему образованию

•          Мониторинг сформированности личностных УУД в основной школе;

•          Мониторинг развития всех детей в классе (Социометрия, шкала явной тревожности CMAS в адаптации А.М. Прихожан, методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, опросник оценки школьной мотивации Т.А. Ратановой).

•          Углубленная диагностика (диагностика отклонений).

            Коррекционно-развивающая работа

1.      Развитие и коррекция познавательной сферы

2.      Развитие и коррекция поведенческой сферы

3.      Коррекция тревожности

4.      Развитие и коррекция сферы общения и взаимоотношений

5.      Развитие и коррекция эмоциональной сферы

            Психологическое просвещение

1.      Тематические выступления психолога на педсоветах

2.      Ознакомление родителей с возрастными и индивидуальными особенностями детей

3.      Психологические мастер-классы для учителей

4.      Информация для психологического стенда начальной школы

Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия учащихся; консультирование родителей по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия учащихся

 

3.4.3. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования

Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы  начального общего образования опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих конституционное право граждан на бесплатное и общедоступное общее образование. Объём действующих расходных обязательств отражается в задании учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Задание учредителя обеспечивает соответствие показателей объёмов и качества предоставляемых образовательным учреждением услуг (выполнения работ) с размерами направляемых на эти цели средств бюджета.

Финансовое обеспечение задания учредителя по реализации основной образовательной программы основного общего образования осуществляется на основе нормативного подушевого финансирования.

Применение принципа нормативного подушевого финансирования на уровне образовательного учреждения заключается в определении стоимости стандартной (базовой) бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении не ниже уровня фактически сложившейся стоимости в предыдущем финансовом году.

Региональный расчётный подушевой норматив — это минимально допустимый объём финансовых средств, необходимых для реализации основной образовательной программы в учреждениях данного региона в соответствии с ФГОС в расчёте на одного обучающегося в год.

Формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляется в пределах объёма средств образовательного учреждения на текущий финансовый год, определённого в соответствии с региональным расчётным подушевым нормативом, количеством обучающихся и соответствующими поправочными коэффициентами, и отражается в смете образовательного учреждения.

Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются в Положении об оплате труда и в Коллективном договоре. В Рейтинговой таблице образовательной деятельности педагогов определены критерии и показатели результативности и качества. В них включаются: динамика учебных достижений обучающихся, активность их участия во внеурочной деятельности; использование учителями современных педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих; участие в методической работе, распространение передового педагогического опыта; повышение уровня профессионального мастерства и др.

Для обеспечения требований Стандарта на основе проведённого анализа материально-технических условий реализации основной образовательной программы начального общего образования проделана следующая работа:

1) проведен экономический расчёт стоимости обеспечения требований Стандарта по каждой позиции;

2) установлен предмет закупок, количество и стоимость пополняемого оборудования, а также работ для обеспечения требований к условиям реализации ООП;

3) определена величина затрат на обеспечение требований к условиям реализации ООП;

4) определен объёмы финансирования, обеспечивающий реализацию внеурочной деятельности обучающихся, включённой в основную образовательную программу.

 

        Бюджетное финансирование образовательного процесса и возможное привлечение внебюджетных ресурсов.

 

3.4.4.Материально-технические условия реализации

основной образовательной программы

Материально-техническая база школы приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации основной образовательной программы, необходимого учебно-материального оснащения образовательного процесса и созданию соответствующей образовательной и социальной среды.

В соответствии с требованиями ФГОС в образовательном учреждении оборудованы:

• кабинеты основной школы с автоматизированными рабочими местом учителя;

• необходимые для реализации учебной и внеурочной деятельности лаборатории;

• кабинет для занятий музыкой и изобразительным искусством;

• библиотека с книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда,              медиатекой;

• актовый зал;

• спортивный зал;

• помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания;

• помещения для медицинского персонала;

• административные и иные помещения, оснащённые необходимым оборудованием;

• гардеробы, санузлы.

Все помещения обеспечены комплектами оборудования для реализации всех предметных областей и внеурочной деятельности, мебелью, необходимым инвентарём.

Обучение в основной школе обычно проходит в одном помещении, которое, как правило,  закрепляется на весь его период за одним учителем и за одним классом. Оснащение кабинета способствует решению задач основных образовательных программ, обеспечивающих реализацию ФГОС.

Таковыми задачами являются активизация мыслительной деятельности обучающихся, формирование системы универсальных учебных действий, развитие способностей к самоконтролю, самооценке и самоанализу, воспитание высокоорганизованной личности.

№ п/п

Требования ФГОС, нормативных и локальных актов

Необходимо/ имеются

1

Учебные кабинеты с автоматизированными рабочим местом учителя

имеются

2

Учебные кабинеты с автоматизированными рабочим местом обучающихся

необходимо

3

Помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством

имеется

4

Необходимые для реализации учебной и внеурочной деятельности лаборатории и мастерские

необходимо

5

Помещения для медицинского персонала

имеются

6

Гардеробы, санузлы

имеются

7

Помещения для питания

имеются

8

Спортивные залы

 стадион, спортивные площадки

имеются

необходимо

9

Читальный зал

имеется

 

 

Компоненты оснащения

Необходимое оборудование и оснащение

Необходимо/

имеется

1. Компоненты оснащения кабинета

Паспорт кабинета

имеется

Учебно-методические материалы, дидактические и раздаточные материалы по предметам

имеется

Аудиозаписи, ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства.

имеется

Мебель

имеется

2.Компоненты оснащения помещения для питания

Обеденный зал, оснащенный мебелью

имеется

Помещения для приготовления пищи

имеется

Оборудование

имеется

5.Компоненты оснащения спортивных залов

Оборудование для занятий гимнастикой

имеется

Оборудование для занятий спортивными играми

имеется

Лыжная база

имеется

Тренажеры

имеется

5.Комплект оснащения медицинских кабинетов

Оборудование медицинского кабинета согласно нормам

имеется

 

     Все  кабинета практически полностью оборудованы в соответствии с требованиями ФГОС ООО (компьютеризированное рабочее место учителя, интерактивная доска/ мультимедийный проектор, экран, телевизор, магнитофон). Все кабинеты подключены к Интернету.

Постоянно кабинеты обеспечиваются учебно-методическим, наглядным и демонстрационным оборудованием

 

3.4.5. Учебно-методические и информационные условия реализации

основной образовательной программы основного общего образования

В соответствии с требованиями Стандарта информационно-методические условия реализации основной образовательной программы обеспечиваются современной информационно-образовательной средой.

Под информационно-образовательной средой (или ИОС) понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения:

— единая информационно-образовательная среда страны;

— единая информационно-образовательная среда региона;

— информационно-образовательная среда образовательного учреждения;

— предметная информационно-образовательная среда;

— информационно-образовательная среда УМК.

Основными элементами ИОС являются:

— информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;

— информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях;

— информационно-образовательные ресурсы Интернета;

— вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфра - структура;

— прикладные программы, поддерживающие администрирование и финансово-хозяйственную деятельность (бухгалтерский учёт, делопроизводство, кадры и т. д.).

Учебно-методические и информационные ресурсы реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать:

– управленческую деятельность администраторов основного общего образования,  базисного учебного плана, примерных учебных планов по предметам, образовательных программ образовательного учреждения, программ развития универсальных учебных действий,  модели аттестации учащихся, рекомендаций по проектированию учебного процесса;

–  образовательную (учебную и внеучебную) деятельность обучающихся (печатные и электронные носители образовательной информации, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы, цифровые образовательные ресурсы);

–  образовательную деятельность учителей основной  школы, психологов, диагностов.

Учебно-методические и информационные ресурсы включают: печатные и электронные носители научно-методической, учебно-методической, психолого-педагогической информации, программно-методические, инструктивно-методические материалы, цифровые образовательные ресурсы.

Учебно-методическое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:

— реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;

— ввода русского и иноязычного текста, распознавания сканированного текста; редактирования и структурирования текста средствами текстового редактора;

— создания и использования диаграмм различных видов ;

— организации сообщения в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, сообщения для самостоятельного просмотра, в том числе видеомонтажа и озвучивания видео сообщений;

— выступления с аудио, видео и графическим экранным сопровождением;

— вывода информации на бумагу и т. п. и в трёхмерную материальную среду (печать);

— информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет, входа в информационную среду учреждения, в том числе через Интернет;

— поиска и получения информации;

— использования источников информации на бумажных и цифровых носителях (в том числе в справочниках, словарях, поисковых системах);

— общения в Интернете, взаимодействия в социальных группах и сетях, участия в форумах, групповой работы над сообщениями (вики);

— создания и заполнения баз данных, в том числе определителей; наглядного представления и анализа данных;

— включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность;

— занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных тренажёров;

— размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;

— проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ;

— обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

— проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью для массового просмотра кино- и видеоматериалов.

Все указанные виды деятельности обеспечиваются расходными материалами.

Технические средства: мультимедийный проектор и экран; принтер лазерный; принтер цветной; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера; сканер; оборудование компьютерной сети; цифровой микроскоп; доска со средствами, обеспечивающими обратную связь.

Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; орфографический корректор для текстов на русском и иностранном языках; текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами; редактор подготовки презентаций; редактор интернет-сайтов.

Отображение образовательного процесса в информационной среде: размещаются домашние задания; результаты учебной деятельности обучающихся; творческие работы учителей и обучающихся; осуществляется связь учителей, администрации, родителей, органов управления; осуществляется методическая поддержка учителей.

Компоненты на бумажных носителях: учебники; рабочие тетради (тетради-тренажёры).

Компоненты на CD и DVD: электронные приложения к учебникам; электронные наглядные пособия; электронные тренажёры; электронные практикумы.

Образовательным учреждением определяются необходимые меры и сроки по приведению информационно-методических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования в соответствие с требованиями Стандарта.