Научное Общество Учащихся (НОУ) «Олимпия» было создано в МОУ «СОШ «ТЦО»», в 2017-2018 учебном году. Первоначально была скорее идея научного общества, а не оно само. Однако, уже в этом году в школе удалось подготовить и провести Первую научно-практическую конференцию учащихся.
В этот период большую работу провели руководитель методической службы школы Анна Викторовна Атанова и краевед, писатель и общественный деятель Владимир Ильич. Именно благодаря их усилиям наша ежегодная научно-практическая конференция с 2017 года носит имя доктора геолого-минералогических наук, профессора Николая Григорьевича Чочиа, чья судьба была связана с поселком Токсово. Право присвоить нашей конференции имя профессора было получено у его родных - жены и дочери. Они являются непременными гостями школьных научных мероприятий.
|
С 2018-19 учебного года научным обществом учащихся руководит Петрова Елена Робертовна.
Какие шаги сделаны и делаются по созданию настоящего, работоспособного НОУ? В чем трудности этой работы? Каковы первые успехи? На эти вопросы я постараюсь ответить в этой статье.
Этап I. Идея. Структура. Документальная база.
На этом этапе проводится большая теоретическая работа. В рамках этой работы в настоящее время ведутся переговоры об открытии на базе нашей школы отделения МАН «Интеллект будущего».
Итак, знакомьтесь, НОУ «СОШ «ТЦО»» «ОЛИМПИЯ».
Миссия НОУ: Мы воспитываем граждан своей страны для того, чтобы Россия всегда была сильной, суверенной, конкурентоспособной и самодостаточной.
Гербом НОУ «Олимпия» является герб нашей школы.
Мы называем его ласково Филиненок или Токсовенок.
Филиненок символизирует мудрость, сосредоточенность, эрудицию.
Лыжня со звездой - нелегкий путь к знаниям, культуре, спорту, духовному богатству.
Цель НОУ: Создать условия для выявления и развития одаренных детей.
Задачи НОУ:
1) Формирование навыков креативного мышления, коммуникации, культуры, изобретательской и исследовательской деятельности.
2) Воспитание личности, духа коллективизма, взаимной поддержки, сотрудничества, т.е. Качеств, необходимых современному человеку.
3) Развитие метапредметных связей, работа на стыке учебных дисциплин.
Структура НОУ:
Руководитель НОУ (педагог)
Президент НОУ (учащийся)
Совет НОУ*
Члены НОУ
*В состав Совета НОУ входят:
Президент НОУ
Заместитель директора по УВР
Руководитель НОУ
Руководитель методической службы СОШ «ТЦО»
Руководители МО
Психолог
Зав.школьной библиотекой
Секции НОУ «Олимпия»:
· Секция краеведения
· Секция филологических наук
· Секция естественных наук
· Секция социальных наук
· Секция точных наук
· Секция дисциплин развивающего цикла
- Секция начальных классовМодель НОУ (система работы)
· Преемственность всех звеньев (Всероссийская олимпиада школьников, предметные месячники, научно-практические конференции, интеллектуальные и творческие конкурсы).
· Связь теории и практики ( факультативы, кружки, элективные курсы).
· Связь НОУ с социальными партнерами (ВУЗы, производство, музеи, библиотеки, Администрация поселка).
· Профориентация.
Формируемая документация НОУ
· Положение о НОУ
· Положение о школьной научно-практической конференции
· База одаренных детей школы
· Архив проектных и исследовательских работ
· Архив презентаций
· Архив фото- и видео-материалов
· Архив копий дипломов и благодарностей
· Сборники материалов школьных конференций
· Портфолио участников и выпускников НОУ
· Материалы курсов и мастер-классов для педагогов
· Материалы курсов и мастер-классов для учащихся
Идеи
* Организация взаимопомощи и кураторства научных работ младших школьников опытными членами НОУ.
· Привлечение к участию в жюри конференции старшеклассников, имеющих опыт в написании исследовательских работ и создании проектов.
· Сотрудничество с Санкт-Петербургским горным университетом и другими высшими и средними специальными учебными заведениями региона. Привлечение к работе школьной научно-практической конференции ученых Санкт-Петербургского горного университета, в котором преподавал профессор Н.Г. Чочиа.
Этап II. Реализация.
Безусловно, второй этап вытекает из первого, ведь «как вы лодку назовете, так она и поплывет!» Но здесь появляется столько подводных камней, что ваша лодка может сесть на мель, или того хуже - пробить дно и затонуть. Чтобы этого не произошло, Вы должны стать опытным капитаном.
Здесь очень много проблем: проблемы отсутствия специальных знаний и навыков исследовательской и проектной работы у учащихся, проблемы мотивации учителей и обучающихся, проблемы времени… Проблемы нужно решать. И тут нам помогает наш девиз: ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ!
Пусть постепенно, путем проб и ошибок, небольшими шагами и скромными успехами, но надо двигаться. Не стоять на месте! Будете стоять на месте - погубите все дело.
С чего начать? С обучения. Себя, коллег, учащихся.
1) Книги, опыт подготовки и защиты работ на конференциях всех уровней, семинары, мастерклассы и т.п.
2) Мотивация педагогов: успешность, азарт, движение, радость ваших воспитанников и их родителей, повышение квалификации - вот прекрасная мотивация.
3) Обучение педагогов. Мы используем в этой работе курс «Исследование с нуля: организация исследовательской деятельности учащихся», разработан Еленой Федоровской, кандидатом биологических наук, экспертом МАН(Малой Академии Наук) «Интеллект будущего». По его материалам организована Школа корпоративного обучения исследовательской и проектной работы педагогов с обучающимися.. Курс сопровождается видеолекциями, методическим пособием и рабочей тетрадью. Выполнив все задания и освоив темы занятий, желающие смогут получить Сертификат МАН и стать настоящими специалистами в исследовательской области. Также мы получаем необходимую информацию, комментарии по своим работам и методическую поддержку и на других курсах, организуемых МАН, это, например, дистанционные курсы «Учебное исследование» и «Школа наставника».
Мы учимся сами, чтобы помогать учиться другим.
4) Привлечение к работе НОУ учащихся и обучение их проектной и исследовательской деятельности. По требованиям ФГОС, охват должен быть 100%. То есть задача перед нами просто глобальная!
Что поможет: А) Организация «Школы юного исследователя» и занятия с ребятами по разным возрастным группам; Б) Педагоги, прошедшие обучение, становятся наставниками в выполнении исследовательских работ.
На этапе реализации очень важным является интерес, мотивация. Создать ситуацию интереса и удержать интерес - искусство педагога.
Детям интересно, когда они делают сами. Наставник - научный руководитель идет рядом с ними, но не заслоняет их собой.
Дети должны общаться в НОУ, собираться на заседания, на мастер-классы, обмениваться своими находками, мыслями, успехами, дружить, решать общие вопросы, чувствовать себя полноправными и значимыми. А учителя - поддерживают их инициативы.
Ежегодный отчет о нашей работе и одновременно праздник Науки в школе - школьная научно-практическая конференция.
Первая такая конференция прошла в МОУ СОШ «ТЦО» в 2017-2018 учебном году. На ней было представлено к защите 24 проектные и исследовательские работы обучающихся, работа была организована по пяти секциям: секция Естественно-историческая, секция Краеведения, секция Математики, секция Языкознания, секция Литературная.
Вторая конференция - в 2018-2019 учебном году. Количество представленных на защиту работ - 42. Работа конференции проходила по шести секциям:секция Краеведения, секция Естественных наук, секция Социальных наук, секция Филологических наук, секция Точных наук, секция Начальных классов.
Лучшие работы по рекомендации жюри направлены на Всероссийские конкурсы и конференции, так, например, проект ученика 2Б класса Мартынова Романа «Математика вокруг нас» ( рук. Евграфова Е.А.) стал победителем Всероссийского заочного конкурса «Юный исследователь»; проектная работа ученицы 7Б класса Фалевич Виктории «Путешествие по песенке "Ленинградские мосты»» (рук. Петрова Е.Р.) стала победителем не только заочной, но и очной Всероссийской научно-практической конференции в городе Обнинске.
Две ученицы школы - Кулишова Галина, 11 класс (рук.Петрова Е.Р.) и Третьяк Виктория, 8Б класс (рук. Ильина Н.Б.) - стали Лауреатами I степени Всероссийской конференции «Юность.Наука.Культура», секции «Социология» и «Краеведение» соответственно.
Ученица 10 класса Гусакова Наталия с работой «Такое забыть нельзя!»(рук. Рыжова М.В.) стала победителем IX Международного конкурса «Надежды России» в номинации «Исследовательская работа».
Третья конференция (2019-2020 учебного года) перенесена из-за перехода в режим дистанционного обучения в связи с пандемией.