Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа  оксовский центр образования" им. Героя Советского Союза В.Я. Петрова

gerb.jpg

Приложение №5

к содержательному разделу ООП НОО

2.5. Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями п.19.8

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Школа России», а также с учетом опыта работы МОУ «СОШ « ТЦО» по данной проблематике.

Программа коррекционной работы основывается на следующих принципах:

ü принцип учета индивидуальных особенностей;

ü принцип деятельностного подхода;

ü принцип нормативности развития;

ü принцип педагогической экологии

Цель данной программы – создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка и достижения планируемых результатов основной образовательной программы всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Программа коррекционной работы направлена на:

· преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;

· овладение навыками адаптации учащихся к социуму;

· психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;

· развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);

· развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.

Технологии, используемые в образовательном процессе:

ü личностно-ориентированные;

ü дифференцированного обучения;

ü активизации познавательных интересов, творческой самостоятельности учащихся;

ü технологии традиционного обучения;

ü игрового обучения;

ü здоровьесберегающие.

Направления коррекционной работы:

1) Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности

Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК «Школа России». Методический аппарат системы учебников «Школа России» представлен заданиями, которые требуют: выбора наиболее эффективных способов выполнения и проверки; осознания причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают задания для групповой и коллективной работы, когда общий успех работы поглощает чью-то неудачу и способствуя пониманию результата. В учебниках представлена система таких работ, позволяющих каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей и способностей.

В учебниках курса «Математика» в конце каждого урока представлены задания для самопроверки. Каждая тема во всех учебниках заканчивается разделами; «Что узнали. Чему научились» и «Проверим себя и оценим свои достижения», которые согласуются с целями, сформулированными на шмуцтитуле. Этот материал позволяет учащимся сделать вывод о достижении целей, поставленных в начале изучения темы. В учебниках 1 — 4 классов в конце каждого года обучения приводятся «Тексты для контрольных работ», представленные на двух уровнях: базовом и на уровне повышенной сложности.

В учебниках 1—4 классов представлен материал, направленный на формирование умений планировать учебные действия: учащиеся составляют план учебных действий при решении текстовых задач, при применении алгоритмов вычислений, при составлении плана успешного ведения математической игры, при работе над учебными проектами.

Всё это создаёт условия для формирования умений проводить пошаговый, тематический и итоговый контроль полученных знаний и освоенных способов действий.

В курсе «Изобразительное искусство», начиная с первого класса, формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу. В каждом учебнике курса «Изобразительное искусство» представлены детские работы, которые тематически связаны с предлагаемыми практическими заданиями. Рассмотрение работ ребят-одноклассников помогает понять, насколько удачно выполнил творческую работу сам ученик.

В курсе «Технология» составление плана является основой обучения предмету. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, в учебниках (1—4 кл.) планы изготовления изделий представлены в двух видах: тестовом и иллюстративном (в виде слайдов). Каждому пункту текстового плана соответствуют один или несколько слайдов, которые позволяют продемонстрировать использование специальных приемов, способов и техник изготовления изделий.

В учебниках курса «Литературное чтение» в методическом аппарате каждой темы выстроена система вопросов и заданий для планирования и осуществления контрольно-оценочной деятельности.

В конце каждого раздела помещен материал «Наши достижения. Проверь себя». Задания этого раздела включают вопросы как базового уровня (планируемые результаты ФГОС на базовом уровне освоения), так и повышенного уровня, которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач.

В курсе «Русский язык», в 1 классе, сопоставляя рисунки с изображением детей разных национальностей и предложения, написанные на разных языках, первоклассники, прочитав запись на русском языке, задумываются над тем, что, не зная чужой язык, невозможно и прочитать и понять написанное. Или, решая орфографические задачи, при постановке вопроса: «В каких словах выбор буквы вызывает у тебя затруднение…» — ученик задумывается над причиной этого явления; либо он не знает правило, либо не понял значение слова, либо не может найти проверочное слово и т.п.

В курсе «Информатика» действие планирования в наиболее развернутом виде формируется в проектной деятельности.

Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности способствует совместное выполнение домашних заданий, индивидуальные уроки, индивидуальные домашние задания.

2) Овладение навыками адаптации учащихся к социуму

На уроках с использованием УМК «Школа России» педагоги имеют возможность формировать начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Учебники содержат задания, тексты, проекты, практические работы, направленные на осмысление норм и правил поведения в жизни (на это работает, практически, весь курс «Окружающий мир»).

Курс «Математика» формирует у ребенка первые пространственные и временные ориентиры, знакомит с миром величин, скоростей, с разными способами отображения и чтения информации и пр.

Курсы «Литературное чтение», «Русский язык», «Иностранные языки» формируют нормы и правила произношения, использования слов в речи, вводит ребенка в мир русского и иностранных языков, литературы.

Курсы «Изобразительное искусство, «Музыка» знакомят школьника с миром прекрасного.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» формирует у младших школьников понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Важным объединяющим компонентом предметных линий системы учебников является творческий характер заданий, материал для организации учебной деятельности, в том числе проектной, на уроках и во внеурочной работе. Формирование умения решать поставленные задачи в «условиях неизвестности», то есть, когда нет и не может быть единственного правильного ответа, когда задан алгоритм действия, но нет образца, способствует развитию навыков адаптации к изменяющемуся миру, умению действовать самостоятельно.

3) Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении

В МОУ «СОШ «ТЦО» создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения.

Целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.

В службу сопровождения входят специалисты: логопед, педагог-психолог, социальный педагог.

Программа коррекционной работы на уровне начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях МОУ «СОШ «ТЦО».

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях МОУ «СОШ «ТЦО»; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Консультативная работа включает:

ü выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательной деятельности;

ü консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся, с ограниченными возможностями здоровья;

ü консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа:

лекции на родительских собраниях, индивидуальные беседы, информационные стенды, направленные на разъяснение участникам образовательной деятельности– обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

4) Развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей)

Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности через реализацию в МОУ «СОШ « ТЦО» программы «Одаренные дети» и использование на уроках УМК «Школа России».

Использование на уроках УМК «Школа России»

Формирование и освоение творческих способов и приёмов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей. В учебниках «Школы России» в каждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.

В курсе «Русский язык» одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент, который представлен в учебнике под рубрикой «Проведи опыт». Проводя исследование, дети, например, узнают, как можно определить слоги в слове, основу слова; убеждаются, что слов без корня не бывает; определяют, какие глаголы спрягаются, а какие — нет. Учащиеся включаются в поиск ответа, выдвигая предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника необходимую информацию, делая выводы и таким образом, овладевают новыми знаниями.

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметных линий комплекса учебников «Школа России».

В курсе «Математика» освоение указанных способов основывается на представленной в учебниках 1—4 классов серии заданий творческого и поискового характера, например, предлагающих:

· продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по определённому правилу;

· провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур и др. по заданному признаку;

· провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера.

В учебниках предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, начиная со 2 класса, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка».

С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это формирует умения решать задачи творческого и поискового характера.

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, иностранным языкам, информатики, которые предусмотрены в каждом учебнике с 1 по 4 класс.

2.5.1. Программа «Одаренные дети»

Пояснительная записка

В связи с развитием науки и производства, когда основной источник экономического прогресса смещается в область новых разработок и технологий, когда ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, работа с «одаренными детьми» выходит на приоритетные позиции современного образования. Главное богатство и благополучное будущее России - интеллектуальный потенциал. Развитие интеллектуального потенциала государства начинается с воспитания и образования детей, т.е. с системы образования. Раннее приобщение школьников к творческой, исследовательской, изобретательской и другим видам деятельности - является важным резервом выживания и развития общества в целом.

Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р) и муниципального уровня- Долгосрочная муниципальная целевая программа "Развитие системы образования Всеволожского муниципального района Ленинградской области на 2011 - 2016 годы" (утв. постановлением администрации от 8 июля 2011 г. N 1441)

Содержание этих документов стало основанием проведения аналитического просмотра современных теоретических наработок и имеющегося практического опыта для определения общей стратегии и конкретных тактических шагов в работе с одаренными школьниками в МОУ «СОШ «Т ЦО»

Главной целью программы является формирование в МОУ «СОШ «ТЦО» системы работы с одаренными детьми посредством выявления, сопровождения и поддержки интеллектуально, художественно и спортивно-одаренных детей в сфере образования, культуры и искусства, физической культуры и спорта.

Как условия достижения обозначенной цели МОУ «СОШ «ТЦО» соответственно определяет и основные задачи:

1. Создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей. Социальная и психологическая поддержка одаренных детей.

2. Обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования;

3. Расширение возможностей для участия одаренных и способных школьников школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах во Всеволожском районе и за его пределами.

4. Проведение в школе различных мероприятий с одаренными детьми.

5. Активное использование возможностей внеурочной и внешкольной работы;

6. Использование перспективных образовательных технологий, форм и средств деятельности, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.

7. Апробация новых методических решений и приёмов обучения в инновационном процессе изменений и развития образовательного пространства.

8. Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей.

9. Составление школьного банка данных об одаренных детях, прогнозирование их развития.

Программа рассчитана на четырехлетний период обучения на уровне начального общего образования (1 – 4 классы) и является начальным этапом для последующего продолжения в среднем и старшем звене школы. Составлена данная программа в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями детей 7-11 лет. Реализация программы представлена в разных направлениях: урочная, внеурочная и внешкольная деятельность.

Психолого-педагогическая характеристика одаренности

Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

В психологии одаренность определяется через понятие способности. Под способностями же в свою очередь понимаются индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.

Талант рассматривается как проявление выдающихся способностей, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренность –

1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

2. Общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности

3. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.

4. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.

5. Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Высшей же степенью развития таланта является гениальность, которая проявляется в создании качественно новых, уникальных творений, открытии ранее неизведанных путей творчества.

Признаки, отличающие одаренных учеников:

У них отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт.

Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры.

У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.

Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.

Психологический аспект: у одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте 2-5 лет они не могут четко развести реальность и фантазии.

Одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное.

Одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное.

В дальнейшем основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.

Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений.

Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения:

- как правило, более активно и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;

- настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;

- благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;

- умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;

- некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

Критериями выделения видов одарённости являются:

1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики:

- практический – одарённость в ремёслах, спортивная, организационная;

- познавательный – интеллектуальная;

-художественно-эстетический – хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, музыкальная, изобразительная;

- коммуникативный – лидерская и аттрактивная;

-духовно-ценностный – создание новых духовных ценностей, служение людям.

2.Степень сформированности.

3.Форма проявлений.

4.Широта проявлений в различных видах деятельности.

5. Особенности возрастного развития.

Принципы и подходы к реализации программы в МОУ «СОШ «ТЦО»:

Концептуальные идеи, которые легли в основу разработанной программы, заключаются в следующем:

Принцип подхода к личности ребенка исходит из признания одаренных детей как особой категории, эффективное развитие которых не может быть осуществлено в рамках традиционного обучения и определяется рядом положений, к которым относятся:

- создание условий для социализации ребенка как субъекта информационного пространства и собственного жизнетворчества;

- подготовка ребенка к плавному, цивилизованному вхождению в широкий мир культуры и воспитание у него навыков освоения совокупного духовного опыта человечества;

- оказание помощи ребенку в развитии своего творческого потенциала в соответствии с его способностями, склонностями и психофизиологическими особенностями;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки, социальной защиты и охраны детства, жизни и здоровья ребенка, его прав в обществе, воспитание у ребенка гармоничных форм отношения к природе, обществу, самому себе.

Принцип подхода к конструированию содержания образования для обучения одаренных детей заключается в том, что образовательные программы должны быть направлены на самореализацию личности ребенка через осознанный выбор индивидуальной образовательной траектории. Это может достигаться предоставлением возможностей получения широкого универсального образования в условиях вариативного информационно-образовательного пространства.

Образовательные программы для этой категории учащихся должны предусматривать развитие мыслительных процессов более высокого уровня, психологическое и личностное развитие, формирование у одаренных школьников умения ориентироваться в изменяющемся потоке информации, развитие их исследовательской активности и творческих способностей, побуждение к приобретению новых знаний; совершенствование творческих способностей и способов работы с учебной информацией.

Принцип подхода к организации педагогической деятельности и содержанию труда педагога состоит в ее инновационном характере, обеспечивающим получение объективно и субъективно новых результатов и продуктов в сфере образования, что требует корректировки профессиональной культуры учителя и его ценностных ориентаций, принципиальной смены направленности в методологии и методике работы.

Поэтому в системе реализации программы перед учителем стоят следующие задачи:

Повышение профессионально-личностной квалификации в работе с одаренными детьми, что выражается в наличии следующих компонентов:

-психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности;

-профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая успешно активизировать детскую одаренность; совмещать управление, контроль процесса обучения и предоставление учащимся свободы учиться;

-профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации; стремление к личному росту.

-готовность к сотрудничеству в работе с одаренными детьми (создание на уроке доверительных межличностных отношений; взаимная личная информированность, признание прав учащегося на ошибку, обсуждение с учащимися целей и задач совместной деятельности, использование оценок и отметок в качестве побудительного стимула к учению и др.).

Обеспечение через подготовку педагогов к работе с одаренными детьми становления и развития как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации:

-создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства;

-формирование комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) к образованию педагогов;

-определение профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с одаренными детьми.

Принцип подхода к оценке эффективности системы работы с одаренными детьми заключается в выборе критериев, главными из которых являются качественные изменения в мотивационной, интеллектуальной, творческой и личностной сферах одаренных учащихся, а также позитивных результатах в деятельности образовательной системы.

При организации работы с одарёнными детьми следует:

Учитывать одарённость как сложное явление в психофизиологическом, интеллектуальном и социальном развитии личности учащегося.

Учитывать личностные и возрастные особенности одарённых детей.

Учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально-волевых качеств.

Создавать условия для освоения родителями способов формирования у ребёнка положительной «Я - концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одарённого ребёнка.

Оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.

Принципы работы с одарёнными детьми:

• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

•принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения;

• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

• принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Основные направления работы и система мероприятий по реализации программы:

Перед педагогами школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие и выявление способностей всех детей.

В рамках программы МОУ «СОШ «ТЦО» предусматривает реализацию основных направлений работы - развивающего, координационного, информационного, диагностического и кадрового.

Развивающее направление –

а) включает организацию и участие в таких видах деятельности, как олимпиадная, конкурсная, участие в интеллектуальных играх, развивающих практиках, конференциях и т. п. (муниципального, регионального, федерального, международного уровней);

б) формирует умения: выслушать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным точкам зрения, аргументировано высказывать свое мнение и т.п.

в) предполагает активное приобщение способных детей к учебной исследовательской и проектно – исследовательской деятельности, цель которой - в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащихся в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно-значимыми для конкретного учащегося).

В рамках данного направления предполагается:

- актуализация личностного развития учащегося, способствующая формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими и развитию чуткого отношения к людям;

- организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;

- использование активных форм обучения;

- организация практической работы;

- применение развивающих педагогических и ИКТ-технологий;

-проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, викторин, соревнований, позволяющих ребёнку проявить свои способности;

- планирование, проведение и участие в предметных неделях, интеллектуальных играх, развивающих практиках и т. п.;

- посещение музыкальных, художественных, спортивных школ, клубов, секций, занятий по интересам.

В работе с одаренными детьми важно: во-первых создать ситуацию продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующую гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер; во вторых: стремиться избежать в работе с одарёнными детьми двух крайностей – возведения ребёнка на пьедестал, подчёркивания её особых прав, с одной стороны, а, с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звёздностью»;

Координационное направление – обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности.

В рамках данного направления предполагается:

- знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приёмах, эффективных при работе с одарёнными детьми;

- координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми;

- разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одарённость в определённых областях уже выявлена;

- регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения.

Информационное направление – привлекает внимание педагогической общественности к проблемам одаренных детей, создает банк образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.

В рамках данного направления предполагается:

- внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс;

- отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельного мышления, инициативности и творчества;

-участие в семинарах по проблемам работы с одарёнными детьми;

- подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми;

- разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам;

- оформление материалов по работе с одарёнными детьми (результаты диагностики, образцы заданий, итоги олимпиад и т.д.);

- подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;

- консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.

Диагностическое направление – включает в себя проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одаренные дети».

В рамках данного направления предполагается:

- проведение целенаправленных наблюдений за урочной и внеурочной деятельностью учащихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путём:

- знакомства с приёмами целенаправленного педагогического наблюдения;

- обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одарённости;

- периодический сбор сведений среди учителей, работающих в классе о наличии одарённых учеников в их классах.

- длительное наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехам в реальной деятельности;

- понимание особенностей развития одарённого ребёнка;

- подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей;

. - сбор банка данных по одарённым детям;

- определение критериев эффективности работы;

- выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития ребёнка;

Кадровое направление – предусматривает повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи, создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.

В рамках данного направления предполагается:

- обучение на курсах повышения квалификации;

- научно-методическая работа по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом);

- проведение педагогических советов с приглашением специалистов;

- проведение «Мастер-классов», творческих отчётов учителей;

- проведение проблемных семинаров по данному направлению.

Участие одаренных и способных детей в различных видах урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Направления работы

Виды и формы деятельности

11.

Урочное

ü решение частично-поисковых задач разного уровня;

ü выполнение творческих работ;

ü проблемно-развивающее обучение;

ü работа в малых группах;

ü проектно-исследовательская деятельность;

ü игровые технологии (деловые игры и путешествия);

ü информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры);

ü задания творческого и нестандартного характера;

ü задания развивающего характера;

ü проблемные вопросы;

ü организация проектно - практической работы;

ü интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов;

ü задания с отсроченным вопросом;

ü интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;

ü задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

ü задания для развития познавательной активности;

ü задания повышенной трудности по развитию логического мышления (анализ, синтез, классификация, сериация, подведение под понятие);

ü задания на выявление причинно-следственных связей;

ü задания на смекалку, активизирующие познавательную деятельность;

ü подготовка сообщений, рефератов и других материалов к урокам литературного чтения, окружающего мира;

ü помощь сильных учащихся слабоуспевающим в групповой и парной работе

2

Внеурочное

ü сбор материала и оформление портфеля личностных достижений (портфолио);

ü подготовка и участие в календарных и тематических праздниках;

ü участие в классных и школьных предметных олимпиадах;

ü участие в школьной научно-практической конференции;

ü участие в конкурсах чтецов;

ü проведение выставок детских работ, ярмарок талантов;

ü подготовка презентаций с использованием ИКТ-технологий для уроков, классных часов;

ü подготовка и выпуск стенгазет, конкурсы дизайнерских проектов;

ü литературное творчество (рассказы, сочинения, репортажи, интервью, зарисовки);

ü подготовка и проведение волонтерских мероприятий по различной тематике среди учеников начальной школы;

ü участие в школьной художественной самодеятельности

3

Внешкольное

расширение количества детей, посещающих учреждения дополнительного образования:

ü музыкальные школы;

ü спортивные школы (волейбол, баскетбол, каратэ, хоккей, футбол, легкая атлетика, фигурное катание, лыжи, теннис);

ü художественные школы;

ü хоровые студии;

ü детские клубы;

увеличение количества детей для участия в олимпиадной деятельности:

ü региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников (1-4 классы);

ü участие во всероссийской олимпиаде школьников для учащихся 2-4 классов;

ü общероссийском конкурсе «Русский медвежонок- языкознание для всех»;

ü международном конкурсе по МХК «Золотое руно»;

ü международном математическом конкурсе «Кенгуру» (2-11 кл.);

ü всероссийском дистанционном конкурсе по информатике «КИТ» и «Инфознайка»;

ü муниципальных конкурсах и олимпиадах;

ü международном дистанционном конкурсе «Страны и народы: знакомые и незнакомые» по естествознанию;

ü международном конкурсе «Золотое руно»

Данная Программа включает несколько этапов реализации

Организационный этап – включает в себя разработку системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, создание системы взаимосвязей педагогического сообщества и учреждений науки и культуры.

Цель диагностических процедур по выявлению способных детей – составить портфель данных об учащемся. Для этого используются тесты по определению личностных особенностей учащихся, уровня мотивации учения, развития познавательной сферы, творческих способностей; анкеты для родителей и другие формы.

Этап реализации - связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется, участие в районных, областных международных олимпиадах и конкурсах, конференциях, организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

Переходный этап – подведение итогов перед переходом в среднее звено школы. Предполагается проводить ежегодный контроль и анализ реализации программы, определять проблемы, возникшие в ходе реализации программы и составлять план для дальнейшей работы в этом направлении.

Планируемые результаты реализации программы

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

- сформировать систему работы с одарёнными детьми;

- создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;

- совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;

- сформировать банк данных «Одарённые дети».

Планируемые результаты работы с одаренными детьми:

- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- призовые места или дипломы в олимпиадах;

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие творческого и логического мышления учащихся.

Модель одаренного ребенка.

Ø личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;

Ø личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;

Ø личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;

Ø личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;

Ø личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

Ø личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

Система оценивания

Одним из наиболее сложных и трудных элементов в системе работы с одаренными детьми является организация и проведение диагностических процедур с целью систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников, учета степени сформированности универсальных учебных действий, личностных характеристик. Формы и методы проверки различны.

Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации.

Наряду с тестированием будут учитываться результаты участия в муниципальных, региональных и международных конкурсах и олимпиадах. Фиксируются: дипломы, грамоты, сертификаты, уровень мероприятия, степень заслуг.

Составление рейтинга учащихся в различных номинациях, таких как: активность учащихся во внеклассной и внешкольной деятельности; результативность участия учащихся в различных видах деятельности (музыкальной, художественной, спортивной и т.д )

Мониторинг результативности работы с учащимися:

ü педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);

ü изучение структуры интеллекта;

ü отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);

ü отслеживание уровня развития творческого мышления (методика П.Торранса);

ü отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся в учебной деятельности.

Реализация программы «Одаренные дети» в МОУ «СОШ «ТЦО» позволит увеличить процент учащихся, принявших участие в олимпиадном движении, расширить и увеличить количество мероприятий для раскрытия творческих способностей обучающихся, собрать банк данных детской одаренности, включающего сведения о детях с различными типами одаренности, повысить качество подготовки и количество педагогов работающих с одаренными детьми.

5)Развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.

ВМОУ «СОШ «ТЦО» организована поддержка детей, испытывающих особые трудности при обучении, и детей, которые отстали от программы обучения по объективным причинам:

ü обучение может проводиться на дому;

ü индивидуальная учебная программа;

ü календарно-тематическое планирование составлено на основе общеобразовательных программ, с учетом особенностей заболевания;

оказывается коррекционная и реабилитационная помощь: индивидуальные занятия учащихся с ограниченными возможностями здоровья с педагогами, педагогом - психологом, учителем-логопедом.

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов МОУ «СОШ «ТЦО», обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого‑медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие МОУ «СОШ «ТЦО» с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:

— сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;

— сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

— сотрудничество с родительской общественностью.

Условия реализации программы

Программа коррекционной работы предусматривает создание в школе специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, включающих:

Психолого-педагогическое обеспечение:

— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии;

— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

— обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

— обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

— развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

Программно‑методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно‑развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и др.

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.

Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития введены в штатное расписание МОУ «СОШ «ТЦО» ставки педагогических работников: учителя‑логопеды, педагоги‑психологи, социальные педагоги и медицинских работников. Уровень квалификации работников МОУ «СОШ «ТЦО» для каждой занимаемой должности должен соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива. Для этого обеспечивается на постоянной основе подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников МОУ «СОШ «ТЦО», занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогические работники МОУ «СОШ «ТЦО» имеют чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.

Материально‑техническое обеспечение

Материально‑техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально‑технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно‑развивающую среды МОУ «СОШ «ТЦО», в том числе надлежащие материально‑технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно‑бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).